Во-первых, потому что услышать вопрос о кастах от иностранца довольно неожиданно для индийцев, т.к. это вопрос о социальном положении, которое им самим видно невооруженным глазом (по внешности, языку, поведению, имени и фамилии) и требуется, в основном, при заполнении официальных документов, а во-вторых, потому что словом "каста" в Индии чаще называют то, что мы можем назвать "подкастами", а сами касты называют "варнами" ("варна" в переводе с санскрита – цвет)
Углубляться в подкасты я не буду (их очень много и они различаются от штата к штату), напомню лишь кратко о варнах. Их пять, а не четыре:
- Брахманы (они же брахмины) – высшая каста, к которой принадлежат учителя и священнослужители, но могут и прислуживать другим кастам.
- Кшатрии – следующая каста, к которой принадлежат короли и воины.
- Вейшьи – землевладельцы, купцы и пастухи.
- Шудры – прислуга для всех остальных варн, делятся на две подкасты – "чистые" шудры (в основном, крестьяне) и "низшие" шудры (ремесленники, которые могут при стечение обстоятельств заняться и земледелием).
- Неприкасаемые – занимаются "грязной" работой вроде выделки кожи и забоя животных. (При прикосновении к одной их тени брахманам предписано совершить ритуальное омовение, а есть еду, приготовленную ими нельзя нескольким более высоким кастам.)
Считается, что первые три (в некоторых случаях - четыре) касты – это "дважды рожденные", т.е. те, кто уже проходит как минимум первую реинкарнацию, последние – рожденные в форме человека впервые, а значит до того не удостоившиеся этой чести за какие-то серьезные грехи. (Да, в индуизме считается, что родиться женщиной – это наказание, даже если она рождена в высокой касте).
В деревнях и небольших городах эта система без изменений существует и сейчас. В мегаполисах вроде Дели, Бомбея (не люблю называть этот город Мумбаи, хотя это и историческое название), Бангалора (переименованного сейчас в "Бенгалуру") и Калькутты (называемой сейчас "Кольката") касты несколько утратили свой первоначальный смысл, а в чем-то приобрели новый.
Официально на данный момент дискриминация по касте или религии в Индии запрещена, и многие индийцы вообще отрицают, что эта система до сих пор существует, утверждая, что это пережиток прошлого, но соглашаются, что они несколько преувеличивают, когда напоминаешь им о том, что кроме больших городов (которых в Индии не так уж и много), существуют деревни, где жизнь до сих пор ведется как и 5000 лет тому назад, да и в городах на кастовую систему натыкаешься просто ежедневно: упоминание религии и касты необходимо при заполнении документов для поступления в школы, университеты и при приеме на работу, а также при подаче брачного объявления (а довольно объемистые приложения к популярнейшим газетам с такими объявлениями печатаются раз в неделю и далеко не теми, "кому за 30", а родителями юношей и девушек, которым едва исполнилось 20-25 лет).
Газетные приложения выглядят примерно следующим образом: газетный буклет формата А4 в несколько страниц, в котором 80% - матримониальные объявления индуистов, остальные 20% делятся между мусульманами, христианами, сикхами и другими религиями. Внутри разделов есть деление на женихов и невест, которые, в свою очередь, делятся на касты в индуистском разделе (или по возрасту в остальных). В объявлении упоминается религия, каста (если есть), возраст, образование, внешность (рост, цвет кожи), личные качества, предпочтения в еде (вегетарианство или нет) иногда – какие-то "особенности" (типа тугоухости или хромоногости, например), а так же, в обязательном порядке, описываются требования к кандидатам – возрастные рамки, образование, цвет кожи, рост, личные качества, ежегодный доход или социальный класс семьи и многое другое Довольно часто в конце объявления ставится отметка о том, что каста кандидата в женихи (невесты) не имеет значения, хотя, если быть откровенной, я очень сомневаюсь, что в женихи девушке из касты кшатриев, например, будет рассмотрен кандидат из касты неприкасаемых или хотя бы шудр – общественное мнение все-таки еще очень и очень значимо в Индии.
Замечу, что в основном, объявления в газеты подаются лишь в самых крайних случаях – пара для хороших женихов и невест, не имеющих проблем с образованием, физическими или умственными способностями, заработком (или приданным в случае невесты), обычно находится среди друзей, родственников и знакомых довольно быстро. Если же уважаемая семья принадлежит к высокой касте и живет в небольшом городе или деревне, то свадьба может быть организована еще до рождения, при рождении ребенка, или в нежном возрасте задолго до совершеннолетия.
Некоторое время тому назад (примерно до 90-х гг. XX века) шудры и неприкасаемые не имели права на обучение в школах, университетах и не могли работать в государственных учреждениях на ответственных постах. Позже была введена реформа, в ходе которой для каждой касты предусмотрели квоты, и ввели особую система: брахману для поступления в колледж и университет необходимо набрать не менее 70% из 100% возможных баллов по сдаваемым экзаменам, кшатрии – не менее 65% из 100%, вейшьи – не менее 50% из 100%, шудре и неприкасаемым достаточно набрать 45% из 100% и образование для последних бесплатно, тогда как представители остальных каст должны его оплачивать (в точности оценок могу несколько ошибаться – не интересовалась этим довольно давно). Таким образом, получается, что с посредственными знаниями представители низших каст получают посредственное же образование (для получения дипломов так же достаточно примерно таких же баллов, как и для поступления) и отказать им в предоставлении должности по закону нельзя.
А так как лень родилась раньше человека, то стараться получать высокие баллы, когда достаточно минимума, решаются немногие, и на государственных постах, в основном, сейчас находятся люди, слабо разбирающиеся в своих обязанностях и мало понимающие, что от них требуется, а люди, объективно знающие больше и глубже, не могут заняться тем, что им интересно и уходят в малопрестижные университеты и специальности, где обучаются без особого желания. Лучше ли стало от такой реформы я, честно говоря, еще не решила.
Небольшое дополнение:
Еще раз о кастах в современной Индии