А рассказать я хотела не столько о богине, сколько о том, что с ней связано - о 64 искусствах, которыми Сарасвати владела в совершенстве, и которыми надлежало овладеть как образованным юношам, так и образованным девушкам с упором на те, которые более присущи тому или иному полу. Т.е. азы каждого из искусств должны были изучать все образованные люди, а вот подробности – в зависимости от потребностей каждого человека. Кроме Сарасвати эти искусства изучили за 64 дня боги Кришна и Баларама.
Список искусств различен в разных источниках, т.к. его цитировали и не раз переписывали под нужды того или иного народа Индии и еще по множеству причин. Так, один из списков приводится в Кама Сутре и предназначен для того, чтобы женщины и мужчины, овладевшие ими, стали более желанными друг для друга как равные по уму партнеры, и лишь после этого бралась за изучение этого трактата.
Я приведу некий усредненный список, а в конце расскажу, что еще было добавлено или убрано в некоторых из его вариантов.
Оффтопом - мои комментарии.64 искусства Сарасвати- Искусство пения
- Искусство игры на музыкальных инструментах
- Искусство танца
- Драматическое искусство
- Изобразительное искусство
- Искусство окрашивания лица и тела (использование косметики)
- Искусство приготовления жертвоприношений/украшений богам из цветов и риса (в некоторых источниках – Искусство украшения пола узорами из цветов и крупы – т.е. ранголи, своего рода тоже молитва богам)
- Искусство украшения кровати цветами
- Искусство применения средств для очищения зубов, одежды, а также для рисования на теле (об этом я тоже писала - мехенди и еще два поста с иллюстрациями: 1 и 2)
- Искусство составления мозаики из подручных средств (кусочков битого стекла, бусин и т.п.)
- Искусство выкладывания на полу узоров из драгоценных камней
- Искусство приготовления постели (в зависимости от времени года и необходимости)
- Искусство музыкальной игры на сосудах, заполненных водой
- Искусство обрызгивания водой
- Искусство смешения цветов (красок)
- Искусство изготовления цветочных гирлянд
- Искусство ношения головного убора (диадемы или шлема)
- Искусство одеваться
- Искусство украшения ушей (ношение и изготовление серег)
- Искусство применения парфюмерии
- Искусство украшения подходящими к одежде ювелирными изделиями
- Искусство магии и фокусов
- Искусство маскировки
- Искусство ловкости рук
- Кулинарное искусство
- Искусство приготовления охладительных и горячительных напитков должного вкуса и цвета
- Искусство прядения и шитья
- Искусство управления марионетками
- Искусство игры на вине (индийский традиционный музыкальный инструмент, подобный лютне) и дамару (индийский традиционный ручной барабан, часто используемый для молитв) *
- Искусство задания и решения загадок
- Искусство декламации (скороговорки)
- Искусство чтения книг
- Искусство инсценировки и написания рассказов
- Искусство разгадывания загадок в стихах
- Искусство изготовления щита, лука и стрел (оно же Искусство владения оружием)
- Искусство плотника
- Архитектурное искусство
- Искусство определения качества серебра и драгоценных камней
- Искусство металловедения
- Искусство подкрашивания драгоценных и полудрагоценных камней в различные цвета
- Искусство минералогии
- Искусство применения лекарственных трав
- Искусство тренировки боевых животных и птиц и ведение боев между ними
- Искусство обучения самцов и самок попугаев разговору с человеком и ответам на его вопросы
- Искусство лечения мазями
- Искусство причесок
- Искусство чтения книг, не открывая их, и угадывания предметов в закрытом кулаке
- Искусство иностранной софистики
- Искусство понимания провинциальных диалектов
- Искусство украшения детских повозок цветами
- Искусство составления "волшебных квадратов" (с суммой цифр, равной по вертикалям, горизонталям и диагоналям)
- Искусство использования амулетов
- Искусство ведения беседы
- Искусство мысленного стихосложения
- Искусство написания литературного произведения или создания медицинского средства
- Искусство устроения усыпальниц
- Искусство лексикографии и поэтических размеров
- Искусство изменения одного вида ткани так, чтобы она выглядела, как другая, искусство обновления старых вещей
- Искусство азартных игр
- Искусство игры в кости
- Искусство детских игр
- Искусство наведения дисциплины
- Искусство побеждать (оно же Искусство ведения войны)
- Искусство пробуждать господина музыкой
*
Вина и дамару - 2 иллюстрации и 3 видеоВина:

Традиционная мелодия на вине:
Современная мелодия на вине:
Дамару в Индии мне встречались вот такие:

А играют на них вот так (на видео форма несколько другая - мне такая не встречалась - возможно, такая больше распространена на севере Индии):
А вот какие умения вносились в этот список некоторыми национальностями Индии:
Еще несколько "искусств"- Искусство поведения в обществе (хорошие манеры и этикет)
- Искусство письма и рисования
- Искусство вышвики
- Искусство садоводства и флористики
- Искусство шифрования сообщений
- Искусство передачи тайных сообщений
- Искусство общения жестами рук и пальцев
- Искусство физических упражнений (она же гимнастика)
- Искусство понимания характера человека по его внешности
- Искусство привлечения людей (ворожба)
- Искусство спортивных игр
- Искусство плавания
- Искусство имитации голосов или звуков
- Искусство изготовления искусственных цветов
- Искусство хранения и сбора воды
- Искусство чтения песнопений
- Искусство овладения чьим-либо имуществом посредством магии и заклинаний
- Искусство арифметики
- Гончарное искусство
С течением времени к существующим спискам были добавлены: скульптура, астрономия, математика, измерения и взвешивания, философия, духовные учения, сельское хозяйство, навигация, торговля и судоходство, обращение со временем (планирование), логика, психология и аюрведа. В настоящее время я слышала о том, что существует два списка обязательных к изучению наук и искусств – по 64 искусства и науки в каждом, один – для юношей, другой – для девушек, но насколько строго им следуют - сказать трудно, т.к. в каждой семье свое понимание правильного воспитания детей и не все видят практический смысл в их обучении всему из перечисленного в этих списках.